Мой сайт
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Главная » Статьи » Мои статьи

Эссе, посвященное проблемам духовно-нравственного воспитания «1917-2017: уроки столетия»

Эссе, посвященное проблемам духовно-нравственного воспитания

«1917-2017: уроки столетия»

МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10

с углубленным изучением отдельных предметов

Учитель музыки Павлова Вера Владимировна

В России в 18-19 вв. система музыкального воспитания основывалась на классовом и сословном отборе, в его организации значительное место принадлежало частной инициативе. Государство официально оставалось в стороне от руководства музыкальным образованием и воспитанием. В ведении государственных органов, в частности Министерства просвещения, находилась лишь одна область музыкального воспитания и образования - пение в общеобразовательных  школах. В начальной школе, особенно народной, функции предмета были скромны и объединялись с религиозным  воспитанием учащихся, а учитель пения был чаще всего регентом. Цель музыкального воспитания сводилась к выработке навыков, позволявших петь в школьном и церковном хоре. Поэтому в центре внимания было обучение хоровому  пению. В средних школах уроки пения не входили в обязательную программу, а учреждались в зависимости от степени заинтересованности в нём школьного руководства.

До Октябрьской революции 1917 г. основными видами деятельности на уроке музыки (пения), особенно в церковноприходских школах, было хоровое пение и усвоение нотной грамоты. Уроки рассматривались как дополнение к основному предмету — Закону Божье­му. Соответственно, при оценивании учащихся учитывалось знание молитв, церковных песнопении, хода церковной службы, умение петь чисто, в ансамбле.
В мае 1918 г., советским правительством было принято постановление «Об отмене отметок». Однако эти попытки совершенствования системы оценок не увенчались успе­хом. Отметки были изъяты из школьной практики без соответствующей реорганизации самого процесса обучения, его содержания без переподготовки учительских кадров. Реше­ние было преждевременным. Школа, основной целью которой было усвоение поддаю­щихся учету знаний и умений, не могла существовать без оценочной системы, что и при­вело к бесконтрольности учебного процесса.
Поэтому 3 сентября 1938 г. была восстановлена дифференцированная система оценки через словесные отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо» «очень плохо»), а с 1944 г произошел переход на цифровую пятибалльную систему.

Новую попытку решить проблему оценивания предпринял Д. Б. Кабалевский. В своей статье «Еще раз о педагогических оценках на уроке музыки» (1986 г) он предложил оценивать результаты двух коллективных форм занятий — «класс — хор» и «класс – концертный зал», с учетом индивидуальных качеств и результатов занятий музыкой каждым учеником в отдельности. Если первые две оценки давали всем ученикам класса по одинаковой отметке, то третья оценка была корректирующей, индивидуальной и, в конечном итоге, влияла на окончательную отметку. При оценке занятий следовало иметь в виду   конечный   результат   работы   класса,   а   не   процесс   этой   работы.   Результат определялся тем, как учащиеся «почувствовали основную тему» четверти.

Жизнь на сегодняшний день ставит новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое - все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания. Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать пристальное внимание. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Искусство желает быть услышанным, оно требует особого внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка - носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. Хочется сказать, что на уроках музыки мы нередко сталкиваемся с детской пассивностью, закомплексованностью, их неумением раскрывать свои возможности. Поэтому учителю необходимо создать благоприятный психологический климат в классе, способствующий раскрепощению ребят. На занятиях, посвященных устному народному творчеству, через пословицы, поговорки, сказки, ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. На уроках, посвященных темам: «Труд», «Дружба», «Духовность» дети подбирают пословицы, поговорки, составляют ребусы, кроссворды, придумывают мелодии песен и попевок. Совместная деятельность детей на уроках музыки создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успехам других. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей.
Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.
Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает в духовно - нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые проблемы стоят перед массовым музыкальным воспитанием. Другая кричащая проблема связана с ранней компьютеризацией: ученые констатируют; что школьники в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности. Отсюда возникает острая потребность сделать массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно - нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества.
Один из путей интенсификации музыкального образования - это насыщение содержания музыкального образования новыми пластами музыкального искусства: музыкальным фольклором, духовной музыкой, современной академической музыкой, джазом, авторской песней и т.п. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. В наше время, когда с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, музыкальное искусство решает задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно-нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности.
 

Категория: Мои статьи | Добавил: Верочка (08.02.2017)
Просмотров: 230 | Рейтинг: 4.7/6
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [15]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0