Главная » Статьи » Мои статьи |
Эссе, посвященное проблемам духовно-нравственного воспитания «1917-2017: уроки столетия» МОУ Ново-Харитоновская СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов Учитель музыки Павлова Вера Владимировна В России в 18-19 вв. система музыкального воспитания основывалась на классовом и сословном отборе, в его организации значительное место принадлежало частной инициативе. Государство официально оставалось в стороне от руководства музыкальным образованием и воспитанием. В ведении государственных органов, в частности Министерства просвещения, находилась лишь одна область музыкального воспитания и образования - пение в общеобразовательных школах. В начальной школе, особенно народной, функции предмета были скромны и объединялись с религиозным воспитанием учащихся, а учитель пения был чаще всего регентом. Цель музыкального воспитания сводилась к выработке навыков, позволявших петь в школьном и церковном хоре. Поэтому в центре внимания было обучение хоровому пению. В средних школах уроки пения не входили в обязательную программу, а учреждались в зависимости от степени заинтересованности в нём школьного руководства. До Октябрьской революции 1917 г. основными видами деятельности на уроке музыки (пения), особенно в церковноприходских школах, было хоровое пение и усвоение нотной грамоты. Уроки рассматривались как дополнение к основному предмету — Закону Божьему. Соответственно, при оценивании учащихся учитывалось знание молитв, церковных песнопении, хода церковной службы, умение петь чисто, в ансамбле. Новую попытку решить проблему оценивания предпринял Д. Б. Кабалевский. В своей статье «Еще раз о педагогических оценках на уроке музыки» (1986 г) он предложил оценивать результаты двух коллективных форм занятий — «класс — хор» и «класс – концертный зал», с учетом индивидуальных качеств и результатов занятий музыкой каждым учеником в отдельности. Если первые две оценки давали всем ученикам класса по одинаковой отметке, то третья оценка была корректирующей, индивидуальной и, в конечном итоге, влияла на окончательную отметку. При оценке занятий следовало иметь в виду конечный результат работы класса, а не процесс этой работы. Результат определялся тем, как учащиеся «почувствовали основную тему» четверти. Жизнь на сегодняшний день ставит новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое - все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания. Одна из важнейших задач художественного образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, - научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства, развивать пристальное внимание. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Искусство желает быть услышанным, оно требует особого внимания, ему необходима встреча: и не все равно, какая «встреча», не «какая-нибудь», а художественная. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Музыка - носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик - коллективный субъект, постигающий мир музыкально-педагогических ценностей. Хочется сказать, что на уроках музыки мы нередко сталкиваемся с детской пассивностью, закомплексованностью, их неумением раскрывать свои возможности. Поэтому учителю необходимо создать благоприятный психологический климат в классе, способствующий раскрепощению ребят. На занятиях, посвященных устному народному творчеству, через пословицы, поговорки, сказки, ребята для себя раскрывают нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. На уроках, посвященных темам: «Труд», «Дружба», «Духовность» дети подбирают пословицы, поговорки, составляют ребусы, кроссворды, придумывают мелодии песен и попевок. Совместная деятельность детей на уроках музыки создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успехам других. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. | |
Просмотров: 230 | |
Всего комментариев: 0 | |
Меню сайта |
Форма входа |
Категории раздела | |
|
Поиск |
Наш опрос |
Друзья сайта |
|
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |